Новгородская скра: Правила ганзейского общежития и средневекового бизнеса
За что ганзейским купцам в Новгороде грозила смертная казнь? Как немцы наказывали русских? Сколько стоило назвать кого-нибудь сыном непотребной женщины или дать пощечину?
История немецкой Ганзы. Часть VI
"Да будет известно и явно всем тем, которые ныне налицо и впоследствии явятся, видящим и слышащим эту скру, что всем советом и по общему решению мудрейших всех городов немецкой земли это право искони соблюдалось и существовало в подворье немцев в Новгороде". Так начинается третья Новгородская скра - судебник или свод законов, действовавший в торговой конторе Ганзы примерно с 1325 года.
В начале прошлого века этот текст, обнаруженный в Любеке, перевел на русский язык московский историк Павел Таль, а издан он был в Университетской типографии в 1905 году. *В этой редакции скры - шестьдесят статей с правилами и штрафами: от небольших денежных сумм до смертной казни... Всего редакций будет семь - за три столетия.
Текст первой скры составили и приняли в Новгороде на общем собрании немецких торговцев около 1260 года. Более поздние утверждались уже не купцами, а, как видно из цитаты, на съездах ганзейских городов, получивших контроль над всеми конторами.
Уникальный документ
Как мы уже отмечали в предыдущей части, тексты судебников Новгородской конторы дошли до нас в наиболее полном виде, чем аналогичные уставы трех других контор Ганзы - в Лондоне, Брюгге и Бергене. Правил в Новгородской скре - огромное множество, самых разных. Каждое из них - штрих к общему портрету купеческой жизни и эпохи в целом.
Например, постояльцам немецких подворий в Новгороде строго запрещалось бить собак, охранявших территорию конторы ночью. Не разрешалось перелезать через забор, чтобы не показывать пример воровскому сословью, или что-либо через забор перекидывать. Дрова для отопления, нагрева воды и варки пива можно было колоть только днем, чтобы не нарушать тишину и покой ночью. Эти пункты появились в четвертой скре, составленной более детально. Контора росла, купцов становилось больше, правила совместного общежития и торговли усложнялись - по мере необходимости или после возникновения каких-либо новых проблем, требовавших решения.
Штрафы разные бывают
На фоне стандартных денежных штрафов выделяется наказание за неявку на общее собрание конторы - "пять ливонских фунтов меда". Регулировались и вопросы оплаты труда. Так, священнику, по совместительству исполнявшему обязанности секретаря конторы, за написание частных купеческих писем полагался "один мех", то есть шкурка пушного зверя. Священник был вторым по значимости человеком в конторе. Зимние и летние смены купцов привозили его с собой, а из-за оплаты между ганзейскими городами постоянно возникали споры, хотя ее размер и правила также были прописаны в скре.
Есть в ней и зачатки, так сказать, трудового кодекса, например, запрет увольнять привезенных в Новгород помощников без веских на то причин, то есть серьезных проступков с их стороны.
|